Фрагмент для ознакомления
2
1. Патопсихологическую оценку нарушений интеллекта проводит психолог, центральное место в котором занимают тесты на интеллект. Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Включает (способность к рациональному познанию, мышление, ориентировка, критические способности, умение адаптироваться в новой ситуации). Наиболее распространенной является методика Векслера, состоящая из двух частей – вербальной и невербальной. Каждая представлена несколькими субтестами, направленными на определение различных компонентов интеллекта (ориентации в бытовых и социальных ситуациях, словарного запаса, пространственного и образного мышления и др.). Дополнительно выполняются пробы на внимание, механическую и смысловую память, сформированность аналитико-синтетической, абстрактно-логической функции мышления. Нарушения интеллекта: Задержка психического развития. Уровень интеллекта ниже среднего, достигает пограничных с умственной отсталостью показателей. Умственная отсталость(3 степени): легкая (дебильность), умеренная (имбецильность), тяжелая (идиотия).
2. Принцип-альтернатива «дефект-выздоровление-хронификация» дает возможность оценивать в зависимости от особенностей клинической картины психического заболевания состояния, возникающие после исчезновения явных психопатологических нарушений.
Дефектом в психиатрии принято обозначать продолжительное и необратимое нарушение любой психической функции (например, «когнитивный дефект»), общего развития психических способностей («умственный дефект») или характерного образа мышления, ощущения и поведения, составляющего отдельную личность. Дефект, в таком контексте, может быть врожденным или приобретенным. Однако, как правило, термин дефект в настоящее время в психиатрической науке и практике употребляется по отношению к приобретенным психическим расстройствам и обусловлен перенесенным психическим заболеванием. К примеру, «шизофреническим дефектом» называются стойкие состояние, включающее негативные психопатологические симптомокомплексы, возникшие после исчезновения острых психотических проявлений.
Противополжностыо дефекта выступают выздоровление т.е. полное восстановление утраченных на время психического заболевания психологический функций или хронификация психических расстройств, когда в клинической картине болезни продолжают преобладать продуктивные (позитивные) психопатологические симптомы и синдромы.
3. Внимание представляет собой психофизиологический процесс, обеспечивающий направленность отражательной деятельности, направленность потока сознания на определенные внешние или внутренние объекты и усиливающий сенсорную, моторную и интеллектуальную активность. Патология внимания определяется онтогенетическим недоразвитием (при олигофрении), задержкой в развитии (при различных видах инфантилизма), а также недоразвитием или поражением онтогенетически наиболее поздно формирующихся сложных по организации видов (произвольное) и отдельных его качеств (устойчивости, интенсивности, переключаемости, широты).
Ослабление как активного, так и пассивного внимания — апрозексия. Преимущественно страдает активное внимание. Выделяются следующие типы апрозексии: рассеянность, обусловленная легкой непроизвольной переключаемостью активного внимания и преобладанием пассивного внимания (наблюдается у дошкольников, астенических больных); рассеянность за счет высокой интенсивности и трудной переключаемости активного внимания (характерна некоторым ученым, больным эпилепсией, паранойей); рассеянность, связанная с низким уровнем интенсивности и трудной переключаемостью активного внимания (типична для стариков, для больных церебральным атеросклерозом).
В психиатрической клинике наиболее часто встречаются патологическая истощаемость активного внимания и повышенная его отвлекаемость. Наблюдается патологическая истощаемость активного внимания при утомлении, неврозах, астенических синдромах различной этиологии (атеросклероз сосудов головного мозга, последствия черепно-мозговой травмы, хронический эпидемический энцефалит и др.) при оглушении, в инициальной стадии инфекционных, интоксикационных, соматогенных психозов и др.
4. К значимым для выработки определенного типа психического реагирования на заболевание параметрам темперамента относят:
Эмоциональность, переносимость боли, как признак эмоциональности.
Экстраверты и интраверты различно реагируют на боль. Экстраверты воспринимают все уровни стимуляции (в том числе болевой) менее интенсивно, чем интраверты. Восприятие боли у разных людей зависит и от различных «болевых порогов». Более низкие болевые пороги характерны для холерического и меланхолического типов темперамента, более высокие – для сангвинистического и флегматического типов темперамента. Плохая переносимость состояний вынужденного ограничения движений может относиться к свойствам экстраверсии, хорошая переносимость - к интраверсии. Описание типов психического реагирования (по А.Е.Личко)
- Гармоничный (трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения.)
- Тревожный (непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и опасности лечения.)
- Ипохондрический (сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий).
- Меланхолический (удрученность болезнью, неверие в выздоровление, возможное улучшение, эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей).
- Апатический (полное безразличие к своей судьбе, исходу болезни, результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны).
- Неврастенический (поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, неприятных ощущениях, неудачах лечения, неблагоприятных данных обследования).
- Обсессивно - фобический (тревожная мнительность, опасение не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но маловероятных) неудач в жизни, работе, семье в связи с болезнью).
- Сенситивный (чрезмерная озабоченность возможны неблагоприятным впечатлением, которое могут произвести на окружающих сведения о его болезни. Опасения, то окружающие станут его избегать, считать неполноценным, пренебрежительно относиться).
- Эгоцентрический («Уход в болезнь», выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием).
- Эйфорический (Необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что «само собой все обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкие нарушения режима).
- Анозогнозический (активное отбрасывание мыслей о болезни, возможных ее последствиях. Непризнание себя больным. Отрицание очевидного в проявлениях болезни).
- Эргопатический («Уход от болезни в работу». Пациенты даже при тяжести болезни и страданиях стараются продолжать работу).
- Паранойяльный (уверенность в том, что болезнь является результатом чьего- то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам).
5. Аутодеструкция - это аномальное поведение, которое характеризуется стремлением человека к самоуничтожению. Более широкая трактовка аутодеструктивного поведения определяет его как
антагонистическую сторону человеческого существования, направленную на преждевременное самопроизвольное саморазрушение и преждевременную смерть. Проявляется данное поведение не сразу, а формируется определенный период в скрытом виде. Подростковый возраст — наиболее уязвимый к аутодеструктивным эмоциям, мыслям поступкам период развития. Те физические и психологические изменения, которые происходят в это время, могут стать дополнительным источником значительных нарушений поведения, а аутодеструктивность — способом сообщения о внутреннем неблагополучии, а также дезадаптивным способом его преодоления. Аутодеструктивное поведение связано с разными формами саморазрушения: от высокорискованных действий, нацеленных на поиск новых ощущений, до самоповреждений и суицидальных актов
Это поведение наносит ущерб (прямой или косвенный) собственному соматическому и психическому здоровью, оно представляет угрозу целостности и развитию личности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айзман Р. И. Физиологические основы психической деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие / Р. И. Айзман, С. Г. Кривощеков - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 с.
2. Дробинская, А. О. Анатомия и возрастная физиология [Текст] : учебник для бакалавров ; рекомендовано методсоветом по направлению / А. О. Дробинская ; Моск. гор. псих.-пед. ун-т. - М.: Юрайт, 2012. - 527 с.
3. Загорная Е.В. Основы патопсихологии. Учебное пособие под ред. профессора С. Л. Соловьѐвой. – М.: Мир науки, 2018.–198 с.
4.Кондрашов, А. В. Анатомия нервной системы. Медицинский атлас[Текст] А. В. Кондрашов, О. А. Каплунова – М. : Эксмо, 2010. – 256 с.
5. Ласый Е.В., Паровая О.И.; Учебно-методическое пособие: Выявление пациентов с суицидальным риском в общемедицинской практике - Минск, БелМАПО, 2011-160с.
6. Линде, Н. Д. Психологическое консультирование. Теория и практика [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. Д. Линде. - М.: Аспект-Пресс, 2009. - 255 с.
7. Менделевич, В.Д. Клиническая психология [Текст] : учебное пособие / В.Д. Менделевич. - М. : Академия, 2012. - 206 с.
8. Цветкова, Л. С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности [Текст] / Л. С. Цветкова. - Новосибирск: Сиб. хронограф, 2009. - 304 с. Б)
9. Интернет- ресурсы, электронные ресурсы: https://knigogid.ru/books/120473-deviantnoe-povedenie-lichnosti-i- gruppy/toread
https://psihdocs.ru/e-v-lasij-o-i-parovaya.html
https://www.b17.ru/blog/76463/
https://bookap.info/genpsy/kogterdep/gl51.shtm